Средневековое французское изречение: «Прошлое напоминает, настоящее убегает, будущее пугает»
Данное частичное описание посвящено учебным экскурсиям и их организации, которые являются прекрасной средой для неформального обучения. Не поймите неправильно: не угрожаю вам созданием какого-либо метода, что является довольно распространенным в наши дни.
Перейдем к основной теме. Еще в прошлом году я объявил, что начинаю спецкурс «Социально-культурная антропология», который будет проводиться не формальными учебными методами и не в кабинетных условиях.
Будут предлагаться темы, и учащиеся сами будут выбирать тему, вокруг которой им бы хотелось побеседовать. Это является своеобразным возвращением в прошлое, в особенности, в платоновскую среду. Конечно, чтобы развиваться и обучаться, надо всегда смотреть вперед, но ведьнеобходимо опираться на прошлое, жизненный опыт и творческую мысль.
Перейдем к основной теме. Еще в прошлом году я объявил, что начинаю спецкурс «Социально-культурная антропология», который будет проводиться не формальными учебными методами и не в кабинетных условиях.
Будут предлагаться темы, и учащиеся сами будут выбирать тему, вокруг которой им бы хотелось побеседовать. Это является своеобразным возвращением в прошлое, в особенности, в платоновскую среду. Конечно, чтобы развиваться и обучаться, надо всегда смотреть вперед, но ведьнеобходимо опираться на прошлое, жизненный опыт и творческую мысль.
Состоялись одна- две встречи с выбравшими курс учениками.Им вроде понравился подход. Вместе решили содержание осуществлять посредством экскурсий.В образовательном комплексе учебные экскурсии создают особую микросистему: они не только отличаются от бесцельных и бессодержательных экскурсий, а и преодолевают “шашлычную психологию” участников. Когда вспоминаю экскурсии в мои школьные годы, не нахожу каких- либо граней их с организованными в образовательном комплексе экскурсиями, и ятолько рад этому обстоятельству. Имея насыщенную содержательную и учебную часть, наши экскурсии еще пока страдают значительными недостатками, которые не являются задачей наблюдений данной статьи, поэтому мы не будем их упоминать, а каждый организатор подобной учебной экскурсии лучше других знает недочеты организованной им экскурсии.
Как родилась идея проведения экскурсии храмы Самосаванк-Ахц-замок Кош?
Ко мне подошел ученик Казарян Айк (Айк как дополнительное образование выбрал историю) и предложил посетить культурные и исторические места района Арагацотни, а для того, чтобы хорошо представить Аршакунянский период- посетить замок Кош и родовую усыпательницу Агдзик. Предложение обсудилось в клубе Знатоков, решили связать выше сказанное с какой-либо темой данного курса. Выбрали тему “ Религия и идеология “ . Разделили между собой работу. Аида Григорян обязалась представить храмы этой территории. Аида и Айк были ответственными за урок истории в замке Кош. Другие ученики стали готовиться к открытому обсуждению. Айк с с помощью интернета подготовил маршрут. Посещение некоторых мест отпало за неимением времени.
Экскурсия прошла именно так, как было запланировано. При таком подходе имеются следующие положительные стороны. На ученика не давят стены кабинета, и не действует формальная “обязаловка”. Желание ученика хорошо подготовить и представить учебный материал порождает интерес к этому материалу. Ученик с большим удовольствием слушает своего товарища, так как это своеобразное открытие. Действует вектор “снизу-вверх”. Срабатывает система гуманитарного культурного выбора: ученик сам выбирает средство удовлетворения своих гуманитарных ( в данном случае и интеллектуальных) потребностей. Нет никакого принуждения. На этапе обсуждения в атрибутивной среде замка Кош сработал еще один подход неформального образования, который так характерен для основных составляющих такого образования.
Результат? Сработали три поля развития и восприятия: умственное, чувственное, физическое. В открытый урок-обсуждение были вовлечены все, так как не было ограничений во времени, а так как до этого работал принцип добровольного участия, то все были активными участниками. Итак, организация учебной экскурсии, по моему субъективному наблюдению, оправдала себя, поскольку ученик точно знал, что он едет на урок и по принципу добровольности, не ожидая отметки, едет с одной единственной целью- учиться. А средством для достижения данной цели предстает подготовка как дополнительный стимул, как составляющая. Такой вид учебной экскурсии включает в себя несколько составляющих: историю, культурологию, этнографию, страноведение.
Таким образом, если мы применяем такие подходы к учебной экскурсии, то их нужно подвести к некоторому содержанию, которое в свою очередь вытеснит частичные негативные составляющие. Т.е. еще на подготовительном этапе экскурсии разрабатываются характерные учебные составляющие, которые применяются в процессе экскурсии и подчеркивают ее учебную природу не только во внешнем проявлении, но и в содержательном плане.
Перевела Акопян Жанна
0 коммент.:
Отправить комментарий