Явь, именуемый тоталитаризмом, как широком
политическом смысле, так и культурными, политическими проявлениями слова, имел
широкое применение в армянской среде. Он наличествовал до получения смыслового
решения слова и его выявления.
Но он в армянской действительности в основном получил
применение и распространение в связи с советской системой, который в свою
очередь оказал влияние на следующую эпоху идеологическими, политическими,
психологическими, культурными проявлениями, которые присутствуют в восприятиях
граждан независимой Армении. В данных
обстоятельствах трудно провести четкую грань в связи с вектором влияния,
особенно в той части, несущий идеологические пережитки гражданин ли несет
непосредственное последствие или дитя среды-относительная элита, данном случае
нынешная власть? Не углубляясь в
терминологию понятия «Тоталитаризм», все же считаем нужным обратиться к нескольким
признакам, которые характерны этому явлению. Но до того, как дать оценки и
обратиться к признакам, представим соприкосновенности Армении с этим понятием.
Армения,
как вновь формирующееся государственность, не имеет воспринимаемые современными
ценностями действительную историю государственности и характерные для него
признаки, следовательно в попытке становления должен пользоваться другими
системами, которые тот или иным способом будут указать направление этого
процесса. Армянские государства в основном выступали в форме королевств и они,
как непосредственно несущие суть тоталитарного режима, должны были оставить
свое влияние и на этническую память, и на политические и психологические
факторы. В этом значении трудно Первую Республику рассматривать как традицию
государственности, поэтому остается обсудить только Вторую Республику Армении,
которая дитя советской системы, следовательно прямой носитель авторитарного
режима. Вот эти признаки, если не полностью, то хотя бы в виде пережитков
должны были передаться Третьей Республике как наследие. В данной публицистике
не считаем догматическим юридический и формальный аспект, а думаем, что более
интересны наличествующие на оборотной стороне формального события, которые и
составляют суть явлении. Так, рассмотрим признаки, которые были в Советском
обществе, но унаследованы и укреплены широком гражданском поле нынешней РА:
А. Полноценное присваивание системы власти тот
или иной организацией, данном случае-партией. Яркий пример этого обстоятельства
наличествует в Армении, по крайней мере в последных двух выборах, когда одна и
та же партия собрала более половины голосов и победила, т.е. добыла право вынести
единоличные решения во всех сферах деятельности государства, и не только. Здесь не обсуждается прозрачность,
справедливость или несправедливость этих выборов. Здесь наличествует типичное
явление тоталитаризма, когда формальное средство используется для достижения
неформальной обсолютности.
Б. Важное обстоятельство ликвидация других
политических сил. Здесь также проблема имеет яркое отоброжение, так как
правящая партия имея возможность формировать единоличную власть идет путем
создания искусственных коалиции, которые имеют тенденцию польной нейтрализации
оппозиционного поля или показать себя приемлемым как для внутренного потребления,
так и для внешнего аспекта. Здесь также вектор вертикально распространяется на
широкие массы, поскольку исходя из каких-то условий многие группы общества,
начиная от «кварталных и дворовых авторитетов», кончая т.н. академической
интеллигенцией, призваны или запрягаются за дело полноценности и заверения
единственности данной политической единицы. Он в совокупности захватывает
массовое сознание и дает возможность тоталитарному режиму осуществить свои
программы. Эта система широко применяется и наличествует сегодняшней среде
нашей республики. Проповедничество несет целеустремленный характер. Оно
руководствуется из одного центра. Если в советскую эпоху была одна телекомпания
и одно радио, которые были призваны осуществить выдвинутую линию данной силы,
но надо помнить, что советское государство не был подотчетен т.н.вражескому
западу. В этой области нынешная Армения имеет другую задачу. Имея внутренную тоталитарную
систему, которая укреплена в сознании широких масс общества, она подотчетна и
западу, и северу. В случае первого она должна пережиток маскировать фоном
демикратии. Поэтому в Армении есть более двух десяток телекомпании, но все они
котролируются одной идеологической структурой. А закрытие единственной
независимой телекомпании вторым президентом РА лучшее проявление этих
пережитков. Основы всего этого были заложены еще во времена Ленина, кто очень
хорошо понимая силу, хотя еще имеющий вид одного простыня, телевидения, взял
его под тотальный контроль и этот механизм наследовал Сталину.
В. Создание широких обшественно-политических
движении. Если внимательно посмотрим на события последных полтора десятилетий в
Армении, то увидим, что существующие или созданные движения, особенно
молодежные, независимо от их воззвании или проявлении созданы властным,
тоталитарным режимом. Эти движения имеют целью на основе приципа
противоположного полюса доказать или сделать аксиоматичным влатвующую
идеологию. Это типичный образ действий советского КГБ, который в прошлом
использовал его для обнаружения внутренных врагов партии, а на последнем этапе
развала СССР-для обладания собственными партиями.
Г. Направленный государственный террор. Это
призвано убавить самооценку граждан и сделать покорными непокорные массы.
Каждый широкий, массовый террор обеспечивает сохранение режима еше на несколько
лет. Это в основном осуществляется в виде созданных оппозиции. Так было в
Армении 2003-м году. А известные мартовские события лучшие проявления этой
системы.
Д. Создание закрытой экономической системы. В
начале нашего слова обещали не обсуждать то, что написано на бумаге. В этой
части также Армения провозглашена как экономически свободная страна. Но во всех
важнейших звеньях существует
монополизация, которая контролируется
средством назначенных правящей партией личностей-орудии. Это
осуществляется разными организациями, которые руководствуются одным центром.
Советский тоталитаризм в этой своей части был более честен и не создавал такие
сложные механизмы.
Е. Духовно-культурный аспект. Преобладает одна идеология и мировоззрение. В
этих обстоятельствах церковь, которая не имеет легального или авторитетного
предводителя, становится лучшим орудием. Несмотря на провозглашение свободы
совести, мысли, вероисповедания, любой рожденный в Армении автоматически считается
христианином. С другой стороны, отсылая к прошлому или видоизменяя определенные
мысли какого-либо деятела властная система пытается создать соответствующую
идеологическую основу. Если в годы СССР это выступал в образе Маркса, Энгелса,
Ленина, Сталина, то сейчас оно в Армении выражается в образе Нжде и отсюда в
восприятиях более здравомыслящих социальных групп выступает в форме модели
Ленин-Нжде-Трикстер.
Во всех этих аспектах в Армении плохо
выражена только один пережиток. Это отсутствие харизматического лидера, что и
пытается дополнить телевидение.
Таким
образом мы увидели, что в Армении в формальной форме наличествуют
унаследованные от Советкого Союза все пережитки тоталитарного режима.
0 коммент.:
Отправить комментарий